Рад приветствовать вас, уважаемые читатели! Многие из представителей отрасли меня знают, некоторые нет. Кратко представлюсь: я работаю отраслевым обозревателем по части дорожного хозяйства с июня 2011 года. За это время написал множество различных материалов об отрасли. Сколько именно уже не сосчитать, но явно не одну сотню. Регулярно публикуюсь в ряде различных отраслевых СМИ. При этом материал данного рода я пишу впервые. В нем я поделюсь своими знаниями о том, как освещают отрасль в СМИ. Данный материал я составляю от первого лица. Если бы он являлся статьей, то полностью противоречил правилам журналистики.  Но он будет составлен по форме доклада.  На различных отраслевых мероприятиях я прослушал массу различных докладов. Сейчас, по причине регулярно поступающих ко мне различных вопросов по журналисткой части от многих представителей отрасли, я осмелился написать собственный доклад. С целью постараться в его рамках ответить на наиболее частые вопросы, поступающие в мой адрес.  Надеюсь, он будет вам интересен.

    Какие бывают СМИ

    Об это я расскажу сугубо в призме освещения дорожной отрасли. И так СМИ, которые в основном пишут об отрасли, можно разделить на три вида:

    1. Обще новостные

    2. Отраслевые общестроительные

    3. Отраслевые узкопрофильные посвященные сугубо дорожному хозяйству и вопросам касаемым транспорта.

    Сразу отмечу, я не буду никого критиковать и рекламировать! Дам обзорный рассказ.

    Далее по пунктам.

    Обще новостные СМИ

    Большинство СМИ в РФ являются обще новостными, они пишут о нашей отрасли, как и обо всех остальных. В некоторых из них есть раздел, посвященный строительству, но его наличие или отсутствие отраслевыми их не делает.  Эти СМИ чаще всего пишут об отрасли, когда в ней что-либо происходит. В зависимости от масштаба события, федерального, регионального или местного значения информация о нем попадает в соответствующие СМИ, которые также бывают федеральными, региональными и т д.  Например, если говорить на примере конференции «Сибирские дороги», впрочем, как и любой другой конференции. В случае, если в ней примут участие первые лица (одно из лиц) региона, то скорее всего ее посетят представители Иркутской прессы.  Но, как в таких случаях обычно, бывает их внимание будет приковано лишь к словам этих первых лиц (лица) они напечатают лишь то, что они (он) скажут. Далее, когда это лицо покинет мероприятие за ним, уйдут и представители данных СМИ.   Исключения бывают, но крайне редко.  Эти журналисты постоянно ходят на разного рода мероприятия. А глубоко разбираться во всех отраслях невозможно. Поэтому их публикации обычно поверхностные, новостные.  Расскажут слова первого лица и им этого будет достаточно. Если привлечь первых лиц федерального масштаба, то возможен приезд и обще новостных федеральных СМИ. Но с той же картиной.  У этих СМИ максимальная читательская аудитория, которая далеко не вся является отраслевой, дорожной.         Хотя бывают и исключения, в обще новостных СМИ тоже бывают отличные статьи о дорожном хозяйстве, с аналитикой, и глубиной проработки.   Об этих СМИ говорить можно очень много, но этот доклад не о них.

    Общестроительные СМИ

    У них читательская аудитория гораздо меньшая. Но при этом ее уже можно назвать отраслевой.  Т.к. этим изданиям интересны уже людям, так или иначе связанным со строительством. Даже если оно и не дорожное, то оно все равно строительство. Представители данных СМИ уже как минимум должны знать строительную отрасль. Статьи в них публикуемых нацелены на представителей отрасли и быть им интересны.   При этом некоторые из этих СМИ освещают лишь ключевые события по части дорожного строительства. Многие из них нацелены на промышленное и гражданское строительство.  А к дорожному хозяйству относятся лишь факультативно.  Но некоторые из них имеют отдельную рубрику, посвященную дорогам. В которой уже идет серьезное освещение отрасли.  Представители данных СМИ при посещении конференции «Сибирские дороги», скорее всего будут присутствовать на ней до ее завершения, после чего опубликуют уже более глубокий материал нежели представители обще новостных СМИ.  Хотя, повторюсь, журналистика не точная наука, исключения бывают. И в местечковых, муниципальных СМИ могут быть серьезные публикации об отрасли и в федеральных СМИ может быть напечатана полная ерунда. Главное профессионализм автора.

    Отраслевые СМИ

    Далее расскажу о ключевых для отрасли изданиях узкоотраслевых, специализирующихся на дорожном хозяйстве.  Их не так много, около 10. Я не буду перечислять названия, дабы уйти от рекламы и антирекламы. Скажу только, что почти все они базируются в Санкт-Петербурге и Москве.

    Представители данных СМИ уже должны иметь профессиональные знания по части нашей отрасли. Профессионализм в большей степени должен заключаться в понимании, о чем в данный момент времени актуально писать. Знать, что волнует отрасль, о чем говорят ее представители. На какие темы сейчас в ней необходимо говорить. Такие журналисты обязательно должны посещать отраслевые мероприятия и присутствовать на них до их завершения. После чего делать аналитические, материалы и глубоким уровнем проработки. Нацеленные уже на подготовленную аудиторию читателей.  Это уже отраслевая журналистика, более профессиональная. Для работы в таких СМИ недостаточно быть просто хорошим журналистом, необходимо уже понимать, о чем пишешь. Читательская аудитория таких СМИ, конечно, гораздо меньшая, чем у двух вышеназванных СМИ. Но она и профессиональная.  Если в обще новостных СМИ статья о дорогах не всем будет интересна.  Но тем, кто читает отраслевые СМИ, хотят видеть именно материалы о дорожном хозяйстве.  

    Так выглядит общий обзор СМИ, в которых можно встретить публикации об отрасли. По моему мнению, среди них самым оптимальным является комбинированный формат общестроительных СМИ. В одном из таких я и работаю. Приходящие на ресурс представители, например, сектора гражданского строительства читают статьи о нем и заодно заходят и в мою рубрику «дороги». Также и дорожникам ничего не мешает уведёть интересных заголовок и прочесть что-либо из раздела, например, промышленное строительство. В обще новостных СМИ статья о дорогах может остаться не прочитанной многими их читателями. Т.к может им интересны только спортивные новости, тогда зачем им материалы о дорогах. В узкоотраслевых СМИ, при всем моем уважении к ним, все же читателей меньше, чем у общестроительных.  Но, повторюсь хоть их и меньше, зато каждый их них так или иначе связан с отраслью или как минимум ей интересуется. В таких СМИ я тоже публикуюсь. В обще новостные мои материалы давно уже не было.

    А как сделать, чтобы о нас написали?

    Далее в какие СМИ подрядчику, лучше всего публиковаться.   Провести публикации в СМИ можно на коммерческой основе и на бесплатной. Про коммерческую говорить, по сути, нечего. Заплатите и о вас напечатают. Все, что угодно, кроме уж совсем запрещенного контента.  Помимо вышеназванной градации СМИ еще и разделяются на дотационные и не дотационные. Вторые существуют за собственных счет.  Есть и частично дотационные, но не буду вдаваться в подробности. Доклад не об этом.  Доход коммерческих СМИ в огромной степени зависит от публикации рекламных (коммерческих) материалов.  При этом они более независимые.  СМИ, существующие за счет бюджетных средств, вряд ли напечатают какую-либо критику. Поэтому, коммерческие СМИ, конечно, же будут предлагать платные публикации. Но есть материалы, которые бесплатно никто печатать не будет.  Ими является прямая реклама.  Или рекламой модуль. Или статьи, в которых прямым текстом идет речь об успехах, кейсах компании и товарах и (или) услугах, которые она предлагает.  Мне не редко предлагали прямую рекламу с вопросом могу ли я это напечатать. Всегда отвечал: «Нет». Прямую рекламу только за деньги.   Хотя, кто меня читает, видел, как я бесплатно упоминаю в своих материалах представителей бизнеса.  Хотите, чтобы и о вас я или иные СМИ написали бесплатно? Тогда слушайте! СМИ не может состоять только из рекламных материалов.  Во-первых, если в нем будет слишком рекламы, то оно должно получить статус рекламного СМИ. А это уже не очень. Приписка рекламное СМИ автоматом уменьшает читательскую аудиторию.  Да и просто, кому будет интересно читать сплошную рекламу. Самым оптимальным соотношение рекламных и информационных материалов я считаю 40 на 60%. Где 60% отдается информационным материалам. При таком разделении и издание может заработать и читателям будет, о чем прочесть.   Оптимальным, например, является следующий рецепт; Аналитическая, информационная статья про виды дорожного битума. И рядом рекламный блок от производителя данного материала.   Соответственно СМИ, если оно, конечно, не дайджест (издание, которое не имеет своего контента, а формируется лишь за счет перепечаток материалов других СМИ, с обязательной ссылкой на источник информации), необходимо находить контент для информационных публикаций.   В частности, для этого я и приезжаю на «Сибирские дороги».  Сижу, слушаю доклады, выбирая, о чем писать, о чем нет. Далее, если я приехал, то не могу же я прокатиться просто так. Сам факт, присутствия и получения аккредитации уже обязывает что-либо написать. Другие журналисты должны подходить к вопросу точно также. Некоторые ошибочно думают, что если выступает представитель государственного заказчика, то о нем напишут за бесплатно, если бизнеса, то только за деньги.  Поверьте, это абсолютно не так.  Заказчик может выступить совершенно не интересно. А представитель бизнеса может выдать шикарный. Уникальный доклад.  Бывает и наоборот, тут раз на раз не приходиться.  Если представитель бизнеса в своем выступлении будет только вещать прямую рекламу с рассказом о шикарности своей компании, то о нем если и напишут, то только платно. А если он представит собравшимся актуальный материал, о технологиях, инновациях, проблематике, интересных решениях и т д.  То у него будут отличные шансы получить бесплатную публикацию, в которой будет указано, его имя, должность и название компании, которую он представляет. Упоминание докладчика не важно, от бизнеса он или от государственной компании, может быть как в обзорном материале, например, интересное решение в вопросе внедрения инноваций представил ФИО, должность и название компании, далее его слова. Или если доклад будут уж очень интересным, то статья может быть создана и по одному докладу с упоминание докладчика, который на бесплатной основе получит отдельный материал.  Это самый удобный формат и для журналиста тоже. Писать быстрее. Так докладчик получит рекламу, а издание публикацию. Будем друг другу полезны.   В общем, выступайте интересно и про вас напечатают.

    Добавлю, журналисты ищут темы для публикаций не только в рамках отраслевых мероприятий. Если у вас есть, что рассказать, позвоните, в редакцию, или мне.  Предложите тему для публикаций.  Если интересно и актуально расскажите, то о вас напишут и денег не попросят.

    Конечно, все тонкость и нюансы освещения отрасли в СМИ в рамках одной статьи не рассказать. Может я упустил какой-либо интересующий кого-либо из присутствующих аспект. Поэтому заканчиваю свое выступление и готов ответить на ваши вопросы. 

    Станислав Донин

         Сибирские дороги - с 2019 года это первая независимая площадка для общения дорожников, представителей власти и производителей дорожно- строительных материалов техники и оборудования.

     

         Конференция "Сибирские дороги" -  проходит для объединения всех участников дорожно-строительного процесса, обсуждения и решения острых и проблемных вопросов дорожной отрасли и позволяет находить эффективные пути их решения.

         

         Сибирские дороги сегодня - это более тысячи участников, представляющих ключевые секторы дорожного строительства: Министерство транспорта, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Дорожно-строительные и проектные организации, Научные и учебные институты.

     

         Мы ведем постоянную практическую работу на высоком уровне по актуальным дорожным проблемам с участием представителей российских и зарубежных организаций, а также руководителей Федеральных и местных органов власти.                                                

                                                                                        

    Анатолий Тараненко

    НОВОСТИ ПРО ДОРОГИ

    Меня зовут Сибдорик, я буду показывать всё самое интересное на сайте

    Архив