Дальний Восток встретил «Сибирские дороги»
В Хабаровске состоялась IV Международная практическая семинар-конференция «Сибирские дороги на Дальнем Востоке».
С 13 по 14 марта 2025 года в Хабаровске прошла заключительная часть Международной практической семинар-конференции «Сибирские дороги».
Руководители и специалисты министерств и ведомств, представители проектных и научно-исследовательских институтов, дорожно-строительных организаций, а также экспертное сообщество из различных регионов России обменялись практикой применения материалов, техники и оборудования, а также познакомились с инновациями отечественных производителей. Мероприятие прошло при поддержке ФДА «РОСАВТОДОР» ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциации «Р.О.С.Асфальт», и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Организатором выступил учередитель "Сибирского дорожного испытательного центра" Анатолий Тараненко.
Сохранить и укрепить.
Указом президента России Владимира Путина определены национальные цели развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в числе которых создание комфортной и безопасной среды для жизни, а также увеличение к 2030 году доли, соответствующих нормативным требованиям, автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85%, опорной сети - не менее чем до 85%, дорог регионального или межмуниципального значения - не менее чем до 60%. Для достижения необходимых результатов специалисты дорожного дела проведут работы в каждом из восьми регионов Дальнего Востока. Планами с собравшимися поделился заместитель главного инженера ФКУ ДСД «Дальний Восток» Виктор Банин. В частности, ремонт, капремонт и реконструкция будут проведены на участках с выявленными дефектами и повышенным трафиком транспорта. Кроме того, дорожники будут укреплять грунты в местах таяния вечной мерзлоты. Например, на участке автомобильной дороги Р-297 «Амур» км 937+692 – км 938+492 будут выполнены мероприятия по стабилизации высокотемпературных многолетнемерзлых грунтов основания насыпи земляного полотна по технологии струйной цементации.
Более детально о встречающихся провалах и разломах рассказал начальник отдела качества АО «Труд» Николай Полонов. В рамках гарантийных обязательств компании приходится устранять разрушения за свой счет. Однако отрасли требуются новые подходы к недопущению подобных последствий климатических изменений.
Наиболее универсальным методом искусственного укрепления грунтов является цементация. Она обеспечивает долговечность конструкций даже на сложных грунтах, показывает эффективность на слабых или водонасыщенных почвах, предотвращает неравномерные осадки и деформации. Технология позволяет существенно улучшить физико-механические характеристики грунта, повысить его несущую способность и устойчивость к различным нагрузкам. При этом в процессе цементации в режиме гидроразрыва грунты армируются высокопрочным цементным камнем. В результате основание, состоящее из слабого грунта, пронизывается цементными жилами, линзами, происходит раздвижка в слабых местах и их значительное уплотнение. Как указал технический директор новосибирской компании «КАЛЬМАТРОН-Н» Владимир Букин, способ подходит и для укрепления оснований опор и подпорных стен искусственных сооружений. В частности, его применили для остановки просадки путепровода в грунт на автодороге Р-255 «Сибирь» в Иркутской области. Состояние объекта оценивалось как сложное: при статических и динамических испытаниях выявились неравномерные просадки опор путепровода в среднем от 100 до 150 мм. При этом опоры были сделаны не на сваях, а на ленточных фундаментах. Усугубляли положение и водонасыщенные, просадочные грунты, сложные инженерно-геологические условия и УГВ на отметке 7-8 метров от поверхности. Для выполнения работ подрядчики использовали цементно-полимерный состав завода «КАЛЬМАТРОН-Н» для работы в особо сложных обводненных грунтах.
Защита на каждом этапе
Специалисты Дальнего Востока детально изучают инновации, позволяющие повысить долговечность службы искусственных сооружений. Так, осенью 2020 года на отдельные отрезки знаменитого моста через пролив Босфор Восточный к острову Русский во Владивостоке нанесли защитно-восстанавливающий состав и следующие четыре года оценивали эффект. Мониторинг показал четкую границу обработанного участка; заполнение материалом межфракционных пространств; восстановление мест шелушения и предотвращение выкрашивания каменного материала; а также отсутствие развития поверхностных дефектов. На основании этого было принято решение в 2025 году провести работы по устройству защитных слоев и слоев износа с применением защитно-восстанавливающего состава. Ожидается, что в результате будет обеспечен коэффициент сцепления не менее 0,40, соответствующий требованиям ГОСТ Р 58422.1-2021.
В продолжение темы компания «Современные дорожные материалы» представила участникам битумно-полимерные стыковые ленты «Брит». Материал применяется с 2008 года и обеспечивает герметичность продольных и поперечных швов сопряжения асфальтобетонных покрытий, а также мест примыкания к рельсам, водоотводным лоткам и другим элементам. Как показывают лабораторные исследования, водонасыщение в шве снижается на 45%. При этом технология эффективно работает как в арктических, так и в засушливых регионах Российской Федерации. Также были представлены мастики для санации трещин и жидкая резина для гидроизоляции мостовых сооружений элементов конструкции.
С прицелом на долговечность
Основным сырьем для производства битума являются остаточные продукты нефтепереработки. При этом с каждым годом технологии экстракции становятся все более глубокими и совершенными, а битум становится все более обедненным и требует модификации. Однако далеко не каждый АБЗ позволяет смешивать битум с модификатором в момент изготовления смеси, поэтому подрядчикам приходится либо покупать готовый ПБВ, либо приобретать дорогостоящие компоненты для донастройки асфальтобетонного завода. Выходом могут стать модификаторы «сухого» ввода. Метод не требует ни дополнительного узла для смещения битума с полимером, ни емкостного парка для хранения ПБВ. Модификатор Propolimer удобен в применении, его может использовать любой АБЗ, в том числе советского производства. Кроме того, материал позволяет специалистам дорожного дела производить качественные асфальтобетонные смеси даже на базе передвижных мобильных установок даже в труднодоступных местах. Важно и то, что данный вид модификатора, взаимодействуя с битумом, формирует химические связи, а не межмолекулярные, характерные для технологии с использованием ПБВ, где битум взаимодействует с СБС. «В случае с ПБВ существует постоянный риск расслоения полимера и битума, поскольку межмолекулярные взаимодействия менее стабильны. Это требует поддержания определенной температуры и постоянного перемешивания, чтобы избежать брака как при укладке, так и в процессе использования дорожного полотна», – обращает внимание Сергей Дубленников из компании «Пласткор», добавляя, что при использовании данного продукта фиксируется повышение показателей устойчивости к колееобразованию, водостойкости, трещинообразованию, адгезии битума к каменному материалу, расширение температурного диапазона.
Отдельное внимание организаторы уделили геосинтетике. Применение данной продукции в дорожном строительстве позволяет перераспределить объемы слоев дорожных одежд, снизить расходы на закупку и повысить долговечность. Сергей Канов из «Русгеосинт» в своем выступлении привел расчет экономии при строительстве различных конструкций дорожных одежд. Отметим, что материалы производителя применялись при строительстве дорог в Ленинградской, Рязанской, Ростовской областях и Республике Бурятия, включены в списки ФГИС ЦС, а также находятся в перечне производителей промышленной продукции, произведенной на территории РФ.
В поисках новых решений
Тем временем специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» исследуют эффективность инновационных решений с помощью установки ускоренных испытаний. «ЦИКЛОС» позволяет за считанные месяцы понять, в каком состоянии дорожная одежда, созданная с применением той или иной технологии, будет находиться после 25 лет эксплуатации. Начальник управления перспективных методов исследований и испытаний ФАУ «РОСДОРНИИ» Сергей Мирончук рассказал аудитории о стратегической задаче подобных исследований - выявить наиболее экономичные и долговечные конструкции и материалы дорожных одежд. Сейчас в рамках задания Федерального дорожного агентства разработана долгосрочная программа испытаний, по которой в течение трех лет будут проводиться исследования дорожных конструкций. «ЦИКЛОС – это научный инструмент, который позволяет решать важные для отрасли задачи за счёт ускоренных методов испытаний: повышение надежности и обеспечение долговечности автомобильной дороги, изучение работоспособности дорожно-строительных материалов, сравнение их между собой», – говорит Сергей Мирончук.
На благо безопасности
Возвращаясь к запланированным работам, заместитель главного инженера ФКУ ДСД «Дальний Восток» Виктор Банин отметил, что в ходе выполнения работ по капитальному ремонту подрядчики не только приводят в порядок пролетные строения и мостовое полотно, производят замену ограждений безопасности и устраивают новое покрытие, но и предусматривают устройство электроосвещения на проезжей части вместе с архитектурно-художественной подсветкой мостового сооружения.
Световые решения собравшимся представил завод по производству светодиодных светильников. Для безопасности движения в темное время суток особенную важность имеет равномерность распределения света по проезжей части. И именно на решение этой задачи нацелены специалисты «Световых технологий». Ранее компания поставляла светильники для установки на федеральных трассах М-12 «Восток» и М-11 «Нева», Северо-восточной и Северо-Западной хорды в Москве и многих других.