Любое строительство в природоохранной зоне, в том числе и дорожное, имеет свои особенности и сложности. На байкальском острове Ольхон эти сложности и ограничения являются максимальными. О нюансах проектирования дорог в такой «эксклюзивной» зоне, как Ольхон, в рамках шестой ежегодной международной конференции «Сибирские дороги» рассказал генеральный директор ООО "Регионпроект" Евгений ШКОЛЬНИКОВ.

     

    Что такое БПТ, и как строить на такой территории

     

    - Как известно, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной деятельности. Байкальская природная территория (БПТ) представляет собой пространство, которое включает в себя само озеро Байкал, водоохранную зону, водосборную площадь озера, особо охраняемые природные территории вокруг озера, а также территорию шириной до 200 километров на запад и северо-запад от Байкала.  В свою очередь, БПТ разделяется на три экологические зоны: центральную, буферную и зону атмосферного влияния, - рассказал Евгений Школьников.

     

    Остров Ольхон входит в центральную экологическую зону, где действуют максимальные ограничения. Практику работ по дорожному проектированию на таких территориях лучше рассматривать на примере конкретного объекта. В качестве такого объекта можно выбрать реконструкцию автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир на участке км 124 - км 153 острова Ольхон. Этот участок находится еще и в границах Прибайкальского национального парка, а также пересекает культовые места, являясь одной из главных туристических магистралей. Поэтому начальные работы, касающиеся выполнения инженерных изысканий должны были учитывать все особенности, связанные с сохранением уникального растительного и животного мира, которым располагает Прибайкальский национальный парк. А также - считаться с ограничениями хозяйственной деятельности, которые установлены действующим законодательством.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Все работы по трассировке реконструируемой дороги, согласованию рекомендованного варианта трассы, выбору конкретных мест выполнения полевых работ подлежали утверждению не только в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», но еще и непосредственно в Минприроды РФ, так как только данное Министерство уполномочено, осуществлять согласование вопросов социально-экономической деятельности, - уточнил Евгений Школьников.

    Вопрос о включении в состав полосы отвода необходимой площади под размещение реконструируемой дороги на территории Прибайкальского национального парка решался от момента заключения контракта вплоть до марта 2021 года, так как, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда на территории национальных парков. Таким образом, единственно возможным способом оформления земельного участка под расширение автодороги являлось оформление сервитута на эти земли, который был реализован соглашением об установлении сервитута в границах Прибайкальского национального парка между заказчиком и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

    Для монгольской жабы предусмотрели тоннели, а для выводков огаря - специальный переход 

    В ходе проектирования реконструируемой дороги внимательно изучалось влияние принимаемых решений на растительный и животный мир Прибайкальского национального парка. Выяснялось, не будет ли нанесен ущерб парку при осуществлении хозяйственной деятельности по реализации этого объекта.

    Были проведены полевые исследования, использованы богатые фонды наблюдений прошлых лет. В итоге, по растительному миру, в качестве защитных мероприятий предусмотрено огораживание участков обитания редких животных и птиц и пересадка редких видов растений. Места пересадки были также проработаны с учетом соседства с биотипами, максимально приближенными к пересаживаемым. Учитывалась и благоприятность местности для дальнейшей жизнедеятельности растений.

     

     

    По животному миру были определены места обитания редких видов животных, таких как монгольская жаба, узорчатый полоз, огарь, степной орел и другие - всего 14 видов. В ходе оценки воздействия строящейся автодороги на парковую фауну была определена необходимость учета мероприятий по миграции монгольской жабы и огаря: 

    - Для сохранения монгольской жабы в понижениях рельефа было выполнено три тоннельных перехода, а для снижения риска гибели птенцов Огаря в районах потенциального перехода выводков из мест гнездования к водоемам были устроены пологие склоны насыпей и выемок с шириной прохода 10 м с чередованием через каждые 300 м, с установкой предупреждающих дорожных знаков о местах перехода птиц, - поделился интересным опытом спикер.

    Стоки с автодороги 100-процентно утилизируют, а взрывные работы заменят щадящими ландшафт технологиями

    Также были предприняты меры для утилизации стоков с автодороги. Из всего протяжения автодороги, которое составляет 28,7 км, 18 км расположено непосредственно в водоохранной зоне Байкала. Учитывая итоги проведенных общественных слушаний, консультации со специалистами государственной экологической и технической экспертиз, было принято решение о сборе и утилизации поверхностных стоков со всего протяжения автодороги. Проектной документацией предусмотрен сбор и очистка поверхностных стоков через дождеприёмные колодцы с дальнейшей транспортировкой по полиэтиленовым трубам, расположенным в теле земляного полотна автомобильной дороги и последующим отведением их на очистные сооружения и далее в накопительные резервуары.

     

     

    Изначально, при заходе на экспертизу, в проектных решениях был заложен стандартный метод применения взрывчатых веществ. В ходе согласования проектной документации с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и Минприроды РФ было поставлено жесткое требование: использовать более щадящий метод выполнения данных работ. В связи с этим был применен метод разработки скального грунта с применением технологии газогенератора давления шпурового (ГДШ). ГДШ относится к неопасным технологиям и не является взрывчатым веществом. При данном методе разработки скального грунта, по сравнению со стандартным буровзрывным методом, значительно сокращаются расстояния воздействия вредных факторов.

    Кроме всего прочего, на участке проектирования находилось 27 выявленных объектов культурного наследия и 18 объектов на сопредельной территории. В ходе прохождения Главгосэкспертизы пришлось повторно получать акты историко-культурной экспертизы.

     

    - Все это показывает большую сложность проектных работ в центральной экологической зоне, - подчеркнул Школьников. - Кроме всего прочего, проектировщику приходится решать немало иных проблем. Недавние изменения в законодательстве позволили сократить избыточные процедуры, оптимизировать и ускорить инвестиционно-строительный цикл. Но все же проблемы в этой области еще остались. 

     

    Цены на ПИР не учитывают затрат на био- и историко-культурные экспертизы

    - В связи со строительством в природоохранной зоне следует остановиться и на особенностях проектно-сметной документации, которая на особо охраняемых территориях может вырастать в разы, - замечает Евгений Школьников.

    При расчете смет на проектно-изыскательские работы (ПИР) заказчиком или экспертами довольно часто применяются коэффициенты по самой низкой расценке, или не учитываются некоторые виды работ.  В результате, на выходе из экспертизы стоимость проектно-изыскательской документации оказывается ниже себестоимости работ, что однозначно сказывается на сроках реализации строительно-монтажных работ.

     

       

    Также очень часто ценами на ПИР не учитываются такие затраты, как археологическая разведка и историко-культурная экспертиза, рыбохозяйственные характеристики и разработка раздела, связанного с ущербом водным биоресурсам. Суммы по данным работам доходят до 25% от стоимости объекта.

    Более того, зачастую заказчик при составлении сметы ПИР руководствуется доведёнными лимитами, а не фактической стоимостью работ, подгоняя под них смету и одновременно исключая из задания некоторые виды работ. При этом стоимость инженерно-экологических изысканий по сметам и факту может  отличаться в несколько раз.

    При том, что часть работ не учтена, падение стоимости заказа на торгах зачастую достигает более 80%. Понятно, что говорить о качестве работ в данном случае вряд ли имеет смысл.

    Всё вышеперечисленное не дает бизнесу возможности полноценно развиваться: покупать новые программные комплексы, обучать сотрудников и обеспечивать их конкурентной заработной платой. Как следствие, отток кадров в нефтегазодобывающую, золотодобывающую сферы и отрасли, связанные с Ж/Д транспортом. 

    Проектировщик в ответе за всех и вся, но его самого порой не слышат

    Недочеты, связанные с проектной документацией – это зона ответственности проектировщика. Но к проектировщикам очень часто попадают вопросы, напрямую не связанные с проектированием. Например, при устройстве фундамента буронабивных свай при бурении замяло трубу-оболочку, хотя даже подрядчик подтверждает соответствие геологии. При этом вопрос почему-то адресуется проектировщику! Поскольку тот является добросовестным подрядчиком, ему приходится искать пути решения, консультироваться, что занимает непозволительно много времени.

    ...Начало проектирования – это, в первую очередь, инженерные изыскания. Как пример, на заболоченных участках или на реках, где требуются изыскания русла, такие работы можно провести только в теплый период. А геодезию и бурение скважин, согласно требованиям нормативной базы, только в зимний период, так как установить технику на верную точку можно только при соответствующем промерзании поверхности. Как следствие, идет задержка сроков по контракту и штрафные санкции к подрядчику.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Еще одна распространенная проблема – разночтения данных Государственного лесного реестра и данных ЕГРН, особенно если это связано с ограничениями на те или иные земельные участки или получением разрешения на работы, о которых рассказано выше. Согласование подобных вопросов порой тянется годами. Как следствие, устаревают инженерные и проектные решения. 

    А как правильно?

    По мнению Евгения Школьникова, при подготовке проектной документации на объекты реконструкции и строительства необходимо в первую очередь разрабатывать ТЭО. Существующая нормативная база позволяет это сделать (ГОСТ 33100-2014 "Правила проектирования автомобильных дорог"). Уже понимая маршрут прохождение трассы, ее укрупненную стоимость, а главное, имея представление о сроках реализации данного проекта, можно будет переходить к следующему этапу.

    Документацию по планировке территории необходимо подготавливать не с точки зрения кадастрового инженера, а с точки зрения проектировщика автомобильных дорог. С полноценно выполненными инженерными изысканиями, достаточно глубоко разработанными проектными решениями в части продольных и поперечных профилей, типов транспортных развязок, искусственных сооружений и т.д.

    - При таком подходе будут получены все технические условия, определены необходимые участки выноса коммуникаций, все обременения на земельный участок. Такую документацию качественно может подготовить только организация, имеющая компетенции не только в области кадастра, но и в области проектирования автомобильных дорог, - считает Евгений Школьников. - Это позволит решить основные вопросы в рамках одного контракта, без дополнительных затрат на актуализацию инженерных изысканий. И только после качественно проведенных подготовительных работ, можно будет разработать качественную проектную и рабочую документацию.

     

     

     

    ИСТОЧНИК: HTTPS://RCMM.RU/ 

    Подготовил Станислав ДОНИН

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Байкальские специалисты спроектировали дорогу, удобную и для автомобилистов, и для редких животных и птиц

    Рад приветствовать вас, уважаемые читатели! Многие из представителей отрасли меня знают, некоторые нет. Кратко представлюсь: я работаю отраслевым обозревателем по части дорожного хозяйства с июня 2011 года. За это время написал множество различных материалов об отрасли. Сколько именно уже не сосчитать, но явно не одну сотню. Регулярно публикуюсь в ряде различных отраслевых СМИ. При этом материал данного рода я пишу впервые. В нем я поделюсь своими знаниями о том, как освещают отрасль в СМИ. Данный материал я составляю от первого лица. Если бы он являлся статьей, то полностью противоречил правилам журналистики.  Но он будет составлен по форме доклада.  На различных отраслевых мероприятиях я прослушал массу различных докладов. Сейчас, по причине регулярно поступающих ко мне различных вопросов по журналисткой части от многих представителей отрасли, я осмелился написать собственный доклад. С целью постараться в его рамках ответить на наиболее частые вопросы, поступающие в мой адрес.  Надеюсь, он будет вам интересен.

    Какие бывают СМИ

    Об это я расскажу сугубо в призме освещения дорожной отрасли. И так СМИ, которые в основном пишут об отрасли, можно разделить на три вида:

    1. Обще новостные

    2. Отраслевые общестроительные

    3. Отраслевые узкопрофильные посвященные сугубо дорожному хозяйству и вопросам касаемым транспорта.

    Сразу отмечу, я не буду никого критиковать и рекламировать! Дам обзорный рассказ.

    Далее по пунктам.

    Обще новостные СМИ

    Большинство СМИ в РФ являются обще новостными, они пишут о нашей отрасли, как и обо всех остальных. В некоторых из них есть раздел, посвященный строительству, но его наличие или отсутствие отраслевыми их не делает.  Эти СМИ чаще всего пишут об отрасли, когда в ней что-либо происходит. В зависимости от масштаба события, федерального, регионального или местного значения информация о нем попадает в соответствующие СМИ, которые также бывают федеральными, региональными и т д.  Например, если говорить на примере конференции «Сибирские дороги», впрочем, как и любой другой конференции. В случае, если в ней примут участие первые лица (одно из лиц) региона, то скорее всего ее посетят представители Иркутской прессы.  Но, как в таких случаях обычно, бывает их внимание будет приковано лишь к словам этих первых лиц (лица) они напечатают лишь то, что они (он) скажут. Далее, когда это лицо покинет мероприятие за ним, уйдут и представители данных СМИ.   Исключения бывают, но крайне редко.  Эти журналисты постоянно ходят на разного рода мероприятия. А глубоко разбираться во всех отраслях невозможно. Поэтому их публикации обычно поверхностные, новостные.  Расскажут слова первого лица и им этого будет достаточно. Если привлечь первых лиц федерального масштаба, то возможен приезд и обще новостных федеральных СМИ. Но с той же картиной.  У этих СМИ максимальная читательская аудитория, которая далеко не вся является отраслевой, дорожной.         Хотя бывают и исключения, в обще новостных СМИ тоже бывают отличные статьи о дорожном хозяйстве, с аналитикой, и глубиной проработки.   Об этих СМИ говорить можно очень много, но этот доклад не о них.

    Общестроительные СМИ

    У них читательская аудитория гораздо меньшая. Но при этом ее уже можно назвать отраслевой.  Т.к. этим изданиям интересны уже людям, так или иначе связанным со строительством. Даже если оно и не дорожное, то оно все равно строительство. Представители данных СМИ уже как минимум должны знать строительную отрасль. Статьи в них публикуемых нацелены на представителей отрасли и быть им интересны.   При этом некоторые из этих СМИ освещают лишь ключевые события по части дорожного строительства. Многие из них нацелены на промышленное и гражданское строительство.  А к дорожному хозяйству относятся лишь факультативно.  Но некоторые из них имеют отдельную рубрику, посвященную дорогам. В которой уже идет серьезное освещение отрасли.  Представители данных СМИ при посещении конференции «Сибирские дороги», скорее всего будут присутствовать на ней до ее завершения, после чего опубликуют уже более глубокий материал нежели представители обще новостных СМИ.  Хотя, повторюсь, журналистика не точная наука, исключения бывают. И в местечковых, муниципальных СМИ могут быть серьезные публикации об отрасли и в федеральных СМИ может быть напечатана полная ерунда. Главное профессионализм автора.

    Отраслевые СМИ

    Далее расскажу о ключевых для отрасли изданиях узкоотраслевых, специализирующихся на дорожном хозяйстве.  Их не так много, около 10. Я не буду перечислять названия, дабы уйти от рекламы и антирекламы. Скажу только, что почти все они базируются в Санкт-Петербурге и Москве.

    Представители данных СМИ уже должны иметь профессиональные знания по части нашей отрасли. Профессионализм в большей степени должен заключаться в понимании, о чем в данный момент времени актуально писать. Знать, что волнует отрасль, о чем говорят ее представители. На какие темы сейчас в ней необходимо говорить. Такие журналисты обязательно должны посещать отраслевые мероприятия и присутствовать на них до их завершения. После чего делать аналитические, материалы и глубоким уровнем проработки. Нацеленные уже на подготовленную аудиторию читателей.  Это уже отраслевая журналистика, более профессиональная. Для работы в таких СМИ недостаточно быть просто хорошим журналистом, необходимо уже понимать, о чем пишешь. Читательская аудитория таких СМИ, конечно, гораздо меньшая, чем у двух вышеназванных СМИ. Но она и профессиональная.  Если в обще новостных СМИ статья о дорогах не всем будет интересна.  Но тем, кто читает отраслевые СМИ, хотят видеть именно материалы о дорожном хозяйстве.  

    Так выглядит общий обзор СМИ, в которых можно встретить публикации об отрасли. По моему мнению, среди них самым оптимальным является комбинированный формат общестроительных СМИ. В одном из таких я и работаю. Приходящие на ресурс представители, например, сектора гражданского строительства читают статьи о нем и заодно заходят и в мою рубрику «дороги». Также и дорожникам ничего не мешает уведёть интересных заголовок и прочесть что-либо из раздела, например, промышленное строительство. В обще новостных СМИ статья о дорогах может остаться не прочитанной многими их читателями. Т.к может им интересны только спортивные новости, тогда зачем им материалы о дорогах. В узкоотраслевых СМИ, при всем моем уважении к ним, все же читателей меньше, чем у общестроительных.  Но, повторюсь хоть их и меньше, зато каждый их них так или иначе связан с отраслью или как минимум ей интересуется. В таких СМИ я тоже публикуюсь. В обще новостные мои материалы давно уже не было.

    А как сделать, чтобы о нас написали?

    Далее в какие СМИ подрядчику, лучше всего публиковаться.   Провести публикации в СМИ можно на коммерческой основе и на бесплатной. Про коммерческую говорить, по сути, нечего. Заплатите и о вас напечатают. Все, что угодно, кроме уж совсем запрещенного контента.  Помимо вышеназванной градации СМИ еще и разделяются на дотационные и не дотационные. Вторые существуют за собственных счет.  Есть и частично дотационные, но не буду вдаваться в подробности. Доклад не об этом.  Доход коммерческих СМИ в огромной степени зависит от публикации рекламных (коммерческих) материалов.  При этом они более независимые.  СМИ, существующие за счет бюджетных средств, вряд ли напечатают какую-либо критику. Поэтому, коммерческие СМИ, конечно, же будут предлагать платные публикации. Но есть материалы, которые бесплатно никто печатать не будет.  Ими является прямая реклама.  Или рекламой модуль. Или статьи, в которых прямым текстом идет речь об успехах, кейсах компании и товарах и (или) услугах, которые она предлагает.  Мне не редко предлагали прямую рекламу с вопросом могу ли я это напечатать. Всегда отвечал: «Нет». Прямую рекламу только за деньги.   Хотя, кто меня читает, видел, как я бесплатно упоминаю в своих материалах представителей бизнеса.  Хотите, чтобы и о вас я или иные СМИ написали бесплатно? Тогда слушайте! СМИ не может состоять только из рекламных материалов.  Во-первых, если в нем будет слишком рекламы, то оно должно получить статус рекламного СМИ. А это уже не очень. Приписка рекламное СМИ автоматом уменьшает читательскую аудиторию.  Да и просто, кому будет интересно читать сплошную рекламу. Самым оптимальным соотношение рекламных и информационных материалов я считаю 40 на 60%. Где 60% отдается информационным материалам. При таком разделении и издание может заработать и читателям будет, о чем прочесть.   Оптимальным, например, является следующий рецепт; Аналитическая, информационная статья про виды дорожного битума. И рядом рекламный блок от производителя данного материала.   Соответственно СМИ, если оно, конечно, не дайджест (издание, которое не имеет своего контента, а формируется лишь за счет перепечаток материалов других СМИ, с обязательной ссылкой на источник информации), необходимо находить контент для информационных публикаций.   В частности, для этого я и приезжаю на «Сибирские дороги».  Сижу, слушаю доклады, выбирая, о чем писать, о чем нет. Далее, если я приехал, то не могу же я прокатиться просто так. Сам факт, присутствия и получения аккредитации уже обязывает что-либо написать. Другие журналисты должны подходить к вопросу точно также. Некоторые ошибочно думают, что если выступает представитель государственного заказчика, то о нем напишут за бесплатно, если бизнеса, то только за деньги.  Поверьте, это абсолютно не так.  Заказчик может выступить совершенно не интересно. А представитель бизнеса может выдать шикарный. Уникальный доклад.  Бывает и наоборот, тут раз на раз не приходиться.  Если представитель бизнеса в своем выступлении будет только вещать прямую рекламу с рассказом о шикарности своей компании, то о нем если и напишут, то только платно. А если он представит собравшимся актуальный материал, о технологиях, инновациях, проблематике, интересных решениях и т д.  То у него будут отличные шансы получить бесплатную публикацию, в которой будет указано, его имя, должность и название компании, которую он представляет. Упоминание докладчика не важно, от бизнеса он или от государственной компании, может быть как в обзорном материале, например, интересное решение в вопросе внедрения инноваций представил ФИО, должность и название компании, далее его слова. Или если доклад будут уж очень интересным, то статья может быть создана и по одному докладу с упоминание докладчика, который на бесплатной основе получит отдельный материал.  Это самый удобный формат и для журналиста тоже. Писать быстрее. Так докладчик получит рекламу, а издание публикацию. Будем друг другу полезны.   В общем, выступайте интересно и про вас напечатают.

    Добавлю, журналисты ищут темы для публикаций не только в рамках отраслевых мероприятий. Если у вас есть, что рассказать, позвоните, в редакцию, или мне.  Предложите тему для публикаций.  Если интересно и актуально расскажите, то о вас напишут и денег не попросят.

    Конечно, все тонкость и нюансы освещения отрасли в СМИ в рамках одной статьи не рассказать. Может я упустил какой-либо интересующий кого-либо из присутствующих аспект. Поэтому заканчиваю свое выступление и готов ответить на ваши вопросы. 

    Станислав Донин

    АРХИВ СТАТЕЙ