Сибирские дороги - это первая независимая площадка для общения дорожников представителей власти и производителей строительных материалов.

     "Сибирские дороги" -  проходит для объединения всех участников дорожно-строительного процесса, обсуждения и решения острых и проблемных вопросов дорожной отрасли и позволяет находить эффективные пути их решения.
      Конференция Сибирские дороги сегодня - это более пятисот членов участников, представляющих ключевые секторы дорожного строительства: представители Министерства транспорта Иркутской области, федеральные заказчики из различных регионов, дорожно-строительные организации, машиностроение, оборудование и материалы, представителей  научных, проектных и многих других организации России.
Конференция Сибирские дороги видит свое предназначение в консолидации усилий дорожников России, направленных на улучшение дорожной отрасли, повышение статуса российского дорожника в стране и мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса.
Конференция Сибирские дороги будет вести постоянную практическую работу на высоком  уровне по актуальным дорожным проблемам с участием представителей российских и зарубежных дорожников, а также руководителей федеральных и местных органов власти.
Итогами этих конференций являются решения, которые передаются и продвигаются на государственном уровне в дорожной сфере  России.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Анатолий Тараненко

ПАРТНЕРЫ

Ремонт дороги! Проезд затруднен

Лето - период отпусков для многих, но только не для дорожников.  У них, наоборот, работа в самом разгаре. К сожалению, у многих этот «разгар» ассоциируется с постоянным перекрытием дорог и многокилометровыми пробками. Зачастую проезд по автобану, который ремонтируется сразу в нескольких местах, становится настоящим испытанием для автомобилиста. При этом, наверное, нет водителей, которые не хотели бы, чтобы все дороги соответствовали нормативным требованиям. Мы решили разобраться, по каким критериям определяются участки дорог для ремонта и капремонта в ближайшей перспективе, а какие оставляют на потом? Как составляется график ремонта федеральных трасc? Берутся ли в расчет соображения комфорта (по времени) для автомобилистов при проезде по тому или иному автобану? Ответы – в нашем материале.
 
Разные дороги - разное руководство

 

Федеральная дорожная сеть РФ насчитывает около 60 тысяч километров, основная часть которых находится под управлением федерального дорожного агентства «Росавтодор». Оставшимися 3722 километрами федеральной сети ведает Государственная компания «Автодор». За региональную сеть отвечают дорожные ведомства субъектов РФ – протяженность таких дорог составляет порядка 505 тыс. км. Местные дороги, или улично-дорожная сеть, находятся в управлении муниципалитетов или городских властей.
Всего в РФ существует примерно 1 542 тыс. километров дорог всех категорий. Определить собственника дороги совсем несложно: покилометровые столбики федеральной сети оборудованы табличками с надписью «Росавтодор». Региональная сеть — это тоже шоссе, но без вышеуказанных табличек: она представляет собой дороги внутри населенных пунктов или соединяет соседние регионы.  Улично-дороржная сеть, как понятно из названия, охватывает дороги внутри населенных пунктов. Местными обычно являются дороги низкой технической категории между селами и прочими малонаселёнными пунктами.    Соответственно, чтобы узнать, где и на каких дорогах планируются ремонтные работы, необходимо обращаться непосредственно к их собственникам. Эта информация всегда является открытой и в большинстве случаев собственники работ на своих сайтах или через СМИ информируют о сроках производства работ на вверенной им территории.

 

Как выбирают

 

Отремонтировать все сразу не получается. Поэтому дорожники всегда выбирают, какие участки ремонтировать в первую очередь. Обычно в начале весны специальная комиссия объезжает вверенные ей дороги и фиксирует, какие их участки и как сильно требуют ремонта. По результатам такой проверки формируется план производства работ.
Иногда активные местные жители пишут жалобы, и план работ формируется с учетом именно этих жалоб. Чем больше бывает жалоб на определенный участок сети, тем скорее приступают к его ремонту. Если жители одного двора будут активно писать письма в Префектуру с просьбой о ремонте, а жители другого будут просто ждать и ругаться на кухне, то скорее всего, отремонтируют тот, откуда поступают жалобы. Словом, для того, чтобы ускорить процесс, жителям нужно проявлять активность.

 

Про деньги

 

Их, как уже выше было сказано, на все не хватает.  Дорожники вынуждены работать в рамках существующего бюджета. Именно поэтому нередко приходится сталкиваться с недовольством жителей по поводу того, что некоторые дороги долго не ремонтируются или недавно отремонтированные дороги вскоре начинают вновь требовать ремонта.  
Разница между потребностью (тем, сколько надо средств для полного ремонта всей вверенной сети) и тем, сколько денег имеется в наличии, порой колоссальна. Так, например, в 2020 году, на содержания региональной дорожной сети было выделено 177.1 млрд. рублей, в то время как потребность составляла 415.4 млрд. рублей. На капремонт – 45 млрд. руб., а потребность составила 944.8 млрд руб. Поэтому обычно ремонтируют, в первую очередь, там, где это больше всего необходимо, и тем бюджетом, который выделен. В среднем, по стране в год на 1 км дороги выделяется 10 тысяч рублей.
Чтобы получить средства, дорожники выявляют участки, требующие ремонта. Составляют дорожную карту. Затем ведут подсчёт необходимых средств и направляют соответствующие письма с просьбой о выделении средств.   Суммы этих средств указаны в соответствующих постановлениях. Например, стоимость ремонта федеральной сети регламентируется постановлением Правительства РФ №658 от 30.05.2017.
Не все так просто
Если бы все было так просто, то данная статья, наверное, была бы не актуальна. Собственники дорог, составляя финансовые обоснования требуемых для проведения ремонта дороги средств, почти некогда не получают деньги в полной мере. Обычно от запрашиваемой суммы дают не более половины.   Поэтому отрасль при составлении таких документов руководствуется знаменитой пословицей: «Проси вдвое больше, получишь сколько надо».  Минтранс срезает сумму запрашиваемых средств с формулировкой «денег не хватает» или «необходимо уложиться в выделенный бюджет». Поэтому сметы в письмах - с запросом о необходимом количестве денег - в 99% случаев являются «раздутыми».
Вместе с тем, деньги выделяют не по рыночным ценам сегодняшнего дня, а зачастую по устаревшим ценовым нормативам. В частности, по постановлению от  2017 года, которое составлялось в ценах тех лет.   От этого и недоремонты или ремонты, произведенные по принципу «сделали настолько, насколько денег хватило».

    

Заплата на заплате

 

Нередко недоумение и недовольство автомобилистов вызывают одновременные ремонты соседних или параллельных трасс.  Например, когда одновременно начинается ремонт и на участке федеральной трассы, и на соседней региональной, по которой можно было бы объехать место ремонта, но и там тоже ремонт.  Из-за этого проезд становится совсем затруднительным.  Такие «накладки» происходят из-за того, что у дорог разные собственники. Нетрудно догадаться, что у каждого из них существует собственный план-график производства работ.  Дорожники худо-бедно контактируют между собой и такого стараются не допускать. Но издержки все же иногда случаются, обычно, когда и у тех, и у других «горят» сроки завершения. Нужно учитывать и то, что масштабы одновременно производимых работ сильно зависят от продолжительности рабочего сезона. Так, если в Краснодарском крае эти работы можно смело растянуть на полгода (чтобы не было серьезных заторов, можно сначала отремонтировать участок в одном месте и только потом перейти работать на соседнею улицу), то в других регионах, где рабочий сезон длится всего несколько месяцев, необходимо успеть все завершить до дождей и снега.

    

Там дорожники вынуждены одновременно производить весь запланированный объём работ.
Что нужно иметь в виду
Чтобы заторы по причине ремонтных работ не стали сюрпризом, информацию об их проведении можно получить, обратившись к собственнику дороги (такая информация должна быть на его сайте).
Чтобы ремонт пришел именно туда, где его больше всего ждут, необходимо кооперироваться с неравнодушными в данном вопросе гражданами и писать обращения на имя собственников дорог.
Сезон короткий - зимой такие работы производите нельзя. Поэтому относиться к заторам все же нужно с пониманием.  Если дороги ремонтировать не будут, то они точно не станут идеальнее. Поэтому, лучше временно потерпеть «пробки», зато потом, в удовольствие, ездить по-хорошему, полностью соответствующему всем требованиям полотну. 

 

Источник: https://rcmm.ru/ Станислав Донин
 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ

Контакты:

 
т 8-800-201-85-38 
siberianroads@mail.ru
1@сибирскиедороги.рф

Статьи. Архив.

Для начала поймем, что же это такое BIM (Building Information Modeling) переводится дословно как – «Строительство Информационное моделирование». Многие сразу связывают это с проектными продуктами Autodesk. Поэтому при упоминании BIM создаётся впечатление, что речь идёт о программном комплексе Autodesk Building Design Suite. В нашей стране в последнее десятилетие, начала активно внедряться технология BIM для проектирования и строительства зданий. Но в последние годы все чаще мы стали слышать про роль и место технологии BIM с точки зрения возможности применения и в других отраслях, кроме проектирования зданий, например, при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

Изначально проектирование любых объектов выполнялось на бумаге, как правило, в виде проекций этих объектов. Именно поэтому первоначальные попытки автоматизации в 1960–1970-х гг. были направлены в первую очередь на улучшение процесса черчения. Такой вид автоматизации обычно называют 2D-проектированием или CAD (Computer-Aided Drafting). В русском языке соответствующего термина нет. Следующий этап в развитии проектирования наступил в 1980-е гг., когда возможности компьютеров позволили заниматься построением трёхмерных моделей объектов, а соответствующие чертежи стали строиться автоматически как разрезы и проекции. Именно тогда в 3D-моделировании появилась важнейшая идея параметризации объектов, которая в совокупности с технологией твёрдотельного моделирования позволила резко повысить эффективность проектирования.

Программные системы, ориентированные на моделирование, а не черчение, также получил название CAD, но расшифровка уже изменилась — Computer-Aided Design. В русском языке такие системы называются САПР(Система автоматизированного проектирования). По отраслевому назначению среди САПР чаще выделяют три основных вида:

1. MCAD (Mechanical Computer-Aided Design) — машиностроительные САПР;

2. ECAD (Electronic Computer-Aided Design) — радиоэлектронные САПР;

3. CAAD (Computer-Aided Architectural Design) —САПР архитектуры и строительства.

Системы проектирования автомобильных дорог относятся к третьему виду, как объекты капитального строительства. Однако тут следует отметить, что САПР автомобильных дорог и архитектурные САПР используют существенно разные модели данных и принципы проектирования. Во многом САПР зданий похожи на машиностроительные САПР, в то время как САПР дорог тяготеют по моделям данных к геоинформационным системам (ГИС).

    Со временем появились различные сопутствующие системы, автоматизирующие инженерные расчёты — CAE

(Computer-Aided Engineering), управляющие программы для станков — CAM (Computer-Aided Manufacturing), подготовку технологических процессов — CAPP (Computer-Aided Process Planning), ведомостей, электронные описания изделия и технические руководства. Такое комплексное применение программ классов CAD/CAM/CAE/CAPP позволило сформировать полную цифровую модель изделия. Следующей предпосылкой к эволюции автоматизированного проектирования стала потребность в работе с неожиданно быстро возникающими огромными массивами цифровой информации об изделиях. Возникли новые классы систем, предназначенные для организации и координации работ инженерного персонала — системы управления данными об изделии (PDM — Product Data Management) и электронные архивы. Всё это в совокупности легло в основу концепции управления изделием в течение всего его жизненного цикла — PLM (Product Lifecycle Management), возникшей в 1985 г.

    Итак что же такое BIM, сегодня об этом говорится много, причем разные участники рынка дают разные определения. Одни считают что это какая-то конкретная программная система, другие – что это технология накопления и хранения большой модели данных объекта, которая будет использоваться разными участниками. С первым мы согласиться не можем, - BIM это не программа, а скорее философия, или общий подход к строительному проекту с точки зрения информационных технологий на базе ряда особенностей: единый источник данных, коллективное использование модели, управление строительным проектом, забота о бюджетах и сроках на всех этапах строительного проекта. Второе же справедливо, но это не единственное назначение BIM.

BIM на примере мостов.

Проектирование мостов – уникальная специализация, которой отводится отдельное место в проектной и строительной сфере. Неотъемлемым элементом этой деятельности является подготовка документации, включающей материалы, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства искусственных сооружений. Использование традиционных материалов с целью создания современных и сложных конструкций, подверженных различным нагрузкам, может обернуться не легкой задачей с точки зрения как создания дизайна, так и проектирования несущих конструкций, а кроме того – с точки зрения стоимости объекта и сроков выполнения работ. Allplan Bridge к примеру предлагает мощное параметрическое решение для трехмерного моделирования, которое способно помочь инженерам-мостостроителям в проектировании бетонных, стальных и композитных мостов. Технология параметрического дизайна используется для определения осей, сечений и любых описаний модели по всей длине конструкции, что является идеальной основой для адаптации конструктивных изменений. Этот подход позволяет без затруднений создавать сложные геометрии, в том числе двойные изгибы и переменные поперечные сечения. Определение моста с помощью параметров помогает разработать оптимальное решение, сократить время планирования и расходы. В процессе проектирования часто появляется необходимость внесения ряда изменений, что приводит, помимо прочего, к потере времени. Подобные сложности больше не являются проблемой. Параметрическая модель, создаваемая проектировщиком без программирования, позволяет вносить изменения один раз, а затем автоматически обновляет все связанные элементы. Например, если геометрия оси изменяется, вся соединенная с ней надстройка моста автоматически корректируется. Изменения в строительном сегменте влияют на все элементы, связанные с ним и даже на опоры моста, которые необходимо переместить вдоль новой оси.

Использование этого продукта в процессе проектирования мостовых сооружений имеет ряд неоспоримых преимуществ, отличаясь удобным форматом работы и экономией времени, особенно по сравнению с традиционным 2D-проектированием мостов. К числу наиболее важных составляющих проектирования моста относятся последовательность и методы строительства, которые иногда бывают так же сложны, как и сама конструкция сооружения.

Поэтому это и решает и эту проблему, позволяя разделить модель моста на отдельные строительные этапы, сегменты и задачи. Они могут быть перенесены в программу с учетом атрибутов времени, что позволит создавать и графически визуализировать полный график строительства. Таким образом, сложные строительные процессы становятся понятными для всех вовлеченных сторон.

Цифровая модель сооружения открывает бесконечные возможности. В дополнение к планам местности Вы можете генерировать изометрические чертежи для иллюстрации сложных деталей, что позволит уменьшить количество необходимой сопроводительной документации. Комбинация оболочек, отверстий, арматуры, креплений и тросов позволяет визуализировать процесс проектирования инженерных сооружений и выявлять столкновения. BIM модель дает значительные преимущества в процессе изменений и корректировок первоначального проекта. Планы обновляются автоматически при внесении изменений в модель, что уменьшает количество ошибок и экономит Ваше время.

И так геометрическая модель дороги или моста это «скелет» будущего объекта. В ней есть все необходимые пространственные характеристики, направления, вершины, глубины и многое другое. Геометрическая модель является основой для объектной модели. Объектная модель включает в себя дорожную одежду, дренаж, коммуникации. Геометрическая и объектная модели, в свою очередь, являются базой для 3D-модели, которая показывает, как будет выглядеть будущий объект, например, дорога.

BIM-модель представляет собой единое пространство, в котором существует проект будущего объекта. BIM даёт возможность создать множество слоёв, спланировать строительство, разбить работы по календарному графику, визуализировать процесс, спрогнозировать эксплуатацию на многие годы вперёд. Например, мост в BIM-модели обладает всей полнотой данных о себе, как и реальный. Отличие только в том, что он в этом виде представляет собой только данные на компьютере. Все мы видим плюсы этого подхода (BIM). Благодаря облачным технологиям любой участник строительства может получить онлайн доступ к проекту в полевых условиях. Можно на ходу следить за прогрессом реализации этапов строительства, ремонта или реконструкции. Это удобно в первую очередь для заказчика.

BIM позволяет сделать процесс реализации проекта прозрачным и открытым. Также этим достигается качественный контроль финансирования;

BIM-технология всегда сохраняет актуальность данных. Любые правки моментально становятся частью проекта. Можно с лёгкостью проследить, как внесённое изменение повлияет на общую систему элементов. Данные одновременно обновляются у всех участников проекта, что позволяет устранить несогласованность действий между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком;

Благодаря BIM-технологии можно добиться высокой оптимизации работы и повышения точности. Общая информационная среда облегчает процесс принятия решений, а вкупе с высокой детальной проработкой модели можно добиться высокой точности;

Также очень важно что единая информационная модель позволяет обеспечивать контроль технических планов. Каждый участник проекта обладает одним и тем же планом, который из-за особенности технологии всегда остаётся актуальным - информацию не требуется пересоздавать вновь в отличие от бумажной документации;

BIM позволяет участвовать в проекте практически из любой точки земного шара, где есть интернет. Можно удалённо контролировать ход работ без необходимости долгосрочных командировок.

BIM - это безбумажная технология, повышающая точность и устраняющая многочисленные ошибки, которые могут возникнуть с физическим документооборотом;

BIM-технология позволяет сократить время проектирования на 15-20%, повысить точность на 30-40%, сократить сроки строительства не менее чем 10%. BIM-проект является эталонной единицей по отношению к обычным чертежам и в то же время включает в себя проектно-сметную документацию.

И так достоинства BIM-моделирования понятны и за ними будущее. Но, на

сегодняшний день существуют реальные препятствия, которые не дают

BIM-технологии стать общим стандартом.

 

Первое - нет единого стандарта BIM. В нашей стране Росавтодор постепенно внедряет BIM-технологию в проекты дорожного строительства уже с 2015 года. 

Второе - нет единого программного стандарта. Различные компании пользуются разными программами даже внутри своей компании. Это не позволяет работать в одном пространстве, потому что один сохранённый проект просто не может быть редактирован в другом программном пакете.

Третье - BIM-проект очень сложно оценить (хотя уже есть "Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели", которая УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 854.

Для внедрения BIM-технологии необходимо:

 

Первое - создание общих стандартов для инфраструктурных объектов (мосты, дороги, тоннели).

 

Второе - создать стандартизированный программный продукт, который бы стал основой для BIM-моделирования. В рамках этого специалистам предстоит разработать общую платформу для разработки, демонстрации, редактирования и обмена.

 

Третье - Это апробировать и доказать работоспособность  такого документа -"Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели".

 

Итог. . .   пользу от применения BIM получают все участники проекта

- Заказчики в частности, от контроля за бюджетом и сроками;

- Подрядчики  за счет управления строительным проектом в специализированных ERP системах на базе проектных моделей, за счет оптимизации проектных решений под их технологические возможности;

- Проектировщики увелечение скорости и безошибочности проектирования

Все вышеупомянутые получают более высокую достоверность модели за счет применения средств автоматизированного контроля проектных решений «BIM» и объединяются модулями взаимодействия на сводной модели – в облаке или в стационарных приложениях.

Тараненко Анатолий

Гланый технолог АО "Труд"

 Владимир Шкатов,

генеральный директор

Allbau Software GmbH (Германия) 

 

карта автомобильных дорог